Женщина, раздвинувшая границы мира
Мы продолжаем серию материалов о знаменитых слепоглухих людях. Героиней этой статьи стала Ольга Ивановна Скороходова-женщина, лишенная зрения и слуха, но обладающая талантом, светлым умом и твердым характером. Материал подготовил незрячий слабослышащий корреспондент «Дома слепоглухих» Денис Власов.
Точных сведений о времени появления на свет Ольги Скороходовой нет. Она сама называла годом своего рождения 1914-й, но в церковной книге записано, что маленькая Оля огласила мир первым криком 11 (24 мая) 1911 года. Случилось это в селе Белозерка, что в Херсонской губернии. Россия стояла накануне больших потрясений. Когда они начались, это немедленно отразилось на её семье. Отец девочки, будучи бедным крестьянином, был мобилизован в армию. Забегая вперёд, скажем, что он смог пережить и войны, и революцию, и все сопутствующие потрясения, но к своей семье в будущем не вернулся, а нашёл другую женщину, с которой и вступил в брак. В 1914-м Оля осталась с матерью Марией Тимофеевной. Женщине приходилось очень трудно. Чтобы прокормить себя и дочку, ей приходилось много работать на местного священника.
Сама Ольга считала время своего детства, проведённое до болезни, счастливым, но менингит разделил её жизнь на "до" и "после". Случилось это в 1919 году. Болезнь сначала отняла у девочки зрение и слух на левом ухе, тогда как слышимость справа уменьшалась постепенно и была полностью утрачена в четырнадцатилетнем возрасте. По воспоминаниям самой Скороходовой, осознание, что с ней что-то не так, пришло к ней тогда, когда мать предложила ей выпить чаю, заедая его абрикосовым вареньем, но Оля так и не смогла увидеть не только чая с лакомством, но и самой мамы.
Мария Тимофеевна лезла из кожи вон для того, чтобы вылечить дочь. Она побывала у знахарок, старцев и врачей, но никто ничем помочь не мог. Маленькая Оля часто оставалась дома одна, ведь Марии Тимофеевне приходилось много работать. Самое тяжкое испытание случилось в 1922 году, когда Олину маму свалил туберкулёз. Женщина слегла, а заботу о самой себе и маме пришлось взять на себя маленькой Оле.
Мария Тимофеевна ушла из жизни весной 1922 года. На какое-то время осиротевшую Ольгу забрала к себе тётя, но у неё девочка прожила недолго, быстро оказавшись в одесском интернате для незрячих. Проблема была в том, что данное учреждение было рассчитано на детей, которые потеряли зрение, но не слух. Девочке там было очень трудно, ведь она не могла ни получать школьные знания, ни просто общаться.
Чудо с человеческим лицом
Жизнь Ольги вновь изменилась в 1925 году, но на этот раз к лучшему. Дело в том, что о ней узнал специалист по сурдологии и педагогике Иван Афанасьевич Соколянский. Девочка переехала в его харьковскую клинику и сразу заметила разницу даже в сравнении с интернатом для слепых, поскольку условия в его клинике заметно отличались в лучшую сторону. К примеру, количество учащихся там всегда было небольшим и колебалось от пяти до девяти человек. Другие условия как материального, так и морально-психологического плана тоже были намного лучше, чем в тех местах, где Оле доводилось жить до этого. Каждый ребёнок, лишённый зрения и слуха, имел в этой клинике свой уголок, где всё было только его: место, мебель и т. п. Впрочем, было помещение и для общих игр и занятий гимнастикой. Помимо этого, учащиеся могли гулять по благоустроенному саду, а также летом они могли покачаться на качелях, поиграть в настольные игры и даже покататься на трёхколёсных велосипедах.
В общем, в новом доме Ольге было хорошо, тем более, что там она смогла общаться с другими детьми, которые, как и она, были лишены зрения и слуха. Правда, на смену большим проблемам пришли более мелкие: взрослые запрещали баловаться и заставляли учиться, но с этим сталкивается абсолютно подавляющее большинство детей. Впрочем, всё это быстро отошло на второй план, поскольку профессор Соколянский взялся за обучение Оли способам коммуникации с окружающим миром. Она овладела дактилем, научилась читать и писать по Брайлю, а также выучилась излагать свои мысли с помощью устной речи. Дело в том, что возможность говорить была утрачена девочкой после потери слуха. Пришлось восстанавливать данную способность с помощью осязания. Это означает, что в процессе обучения одну руку Оля держала на горле учителя, а вторую на своём, запоминая и пытаясь повторить расположение мышц и вибрации, исходящие от человека при разговоре.
Девочке пришлось по душе чтение. Позже она полагала, что спасение человека, лишённого зрения и слуха (или даже только зрения), заключается именно в чтении. Своё тогдашнее состояние она сравнивала с моментом, когда во время пасмурной погоды появляются тёплые солнечные лучи. Ольга почувствовала, что отсутствие зрения и слуха не помешает ей стать человеком в духовном и интеллектуальном смысле этого слова.
Годы учёбы
Иван Соколянский полагал, что любой из его учеников должен уметь наблюдать за собой и проводить простейший самоанализ. Это позволяло ему получать обратный отклик от обучаемых. Помимо этого, фундамент будущей научной деятельности Ольги был заложен в её природном любопытстве. Она хотела узнать как можно больше об окружающем мире, вот только люди понимали её отнюдь не всегда. Когда девочка научилась писать, она стала записывать свои вопросы и отдавать их профессору Соколянскому, который понимал её всегда безошибочно. Эти вопросы и прочие Ольгины записи он тщательно хранил, что и легло в основу будущей книги. Записи, правда, пришлось неоднократно редактировать, чтобы придать им литературную форму. Иногда количество редактур доходило до двух десятков, но результат стоил того, ведь книга Ольги Скороходовой не потеряла своей актуальности и сегодня.
Для Оли была разработана специальная школьная программа. Помимо обычных наук, детей в харьковской клинике обучали лепке и скульптуре, рукоделию и музыке. Музыку дети воспринимали руками, когда клали их на крышку рояля. Любимым писателем Ольги был Горький. Однажды она написала ему письмо. Писатель ответил и между ними началась переписка. Она очень радовалась всем письмам великого писателя, ведь каждое его послание помогало ей не только лучше понимать окружающий мир, но и расти в интеллектуальном смысле.
На службе науке
Ольга училась хорошо и должна была переехать в столицу, поскольку собиралась поступать в институт. Эти планы разрушила Великая Отечественная война. Переехать в Москву ей удалось лишь 31 июля 1944 года. Тогда же она продолжила учёбу и стала работать в Институте дефектологии. Первый результат её работы увидел свет в 1947 году. Это была книга под названием "Как я воспринимаю окружающий мир". В следующем году она стала научным сотрудником Института дефектологии, работая над тем, чтобы слепоглухонемые дети могли стать полезными членами общества. В 1954 году вышла вторая её книга под названием "Как я воспринимаю и представляю окружающий мир". Для написания третьей книги понадобилось ещё 18 лет. Лишь в 1972 году увидела свет работа "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир". В этих работах речь идёт именно о восприятии, представлении и понимании окружающего мира человеком, лишённым зрения и слуха.
Ольга Ивановна считала, что каждый человек не имеет от рождения никаких знаний, а приобретает их благодаря как учёбе, так и неустанной работе над собственным саморазвитием. Тех высот, что ей удалось добиться в жизни, она смогла достичь благодаря трём главным пунктам: рационально распределённому времени работы, своему учителю и лишь на последнее место она поставила собственную настойчивость и упорство.
В 1961 году Ольга Ивановна стала кандидатом педагогических наук, превосходно защитив диссертацию. На защите своей работы одной рукой она читала текст по Брайлю, а другой рукой прикасалась к собственному горлу, дабы контролировать речь, а о появляющихся у присутствующих вопросах ей сообщали дактилем. В дальнейшем Ольга Ивановна продолжала работать в научной сфере. Она путешествовала, читала лекции, принимала участие в научных конференциях. Помимо этого, она способствовала появлению в Сергиевом Посаде (ранее Загорск) интерната для слепоглухонемых детей. Это учреждение до сих пор остаётся единственным в России. В 1974 году её труд получил государственное признание, ведь Ольга Ивановна была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Наследие
В 1982 году Ольга Ивановна Скороходова тяжело заболела и ушла из жизни, оставив большой научный и творческий след не только в нашей стране, но и во всём мире, ведь её последняя книга была переведена на несколько иностранных языков. Её деятельность привела к тому, что был навсегда снят вопрос о необходимости получения образования детьми без зрения и слуха. Работа Ольги Ивановны "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир" по сию пору является единственным литературным произведением, где автор, лишённый двух важнейших чувств, честно, открыто и понятно описывает своё восприятие, представление и понимание мира. Не зря студенты педагогических ВУЗов до сих пор интересуются на форумах, где можно найти эту книгу? Она доказала, что даже человек, лишённый зрения и слуха, способен с помощью знаний раздвинуть границы мира.
Ольга Ивановна не терпела жалости к себе, а её труды поражают радостью жизни, радостью познания мира. Это нашло отражение в её стихах. К примеру, вот часть стихотворения "Думают иные":
"Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше - чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки,
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной".
Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны - окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте,здесь