Истории из жизни

Дом, где помогают взрослым слепоглухим, незрячим и глухим людям
Сделать пожертвование

Победить тьму и тишину

27 июня отмечается международный день слепоглухих людей. Именно в этот день родилась самая знаменитая слепоглухая женщина Хелен Келлер.

Эта невероятная история началась в городе Таскамбия, что в штате Алабама. В собственной красивой усадьбе жила супружеская пара Келлер - Кейт и Артур, для которого это был уже второй брак. От предыдущего союза у него осталось двое детей. Хелен стала первым ребёнком в новом браке. Она пришла в мир 27 июня 1880 года. Ничего не предвещало испытаний, которые выпадут в будущем на её долю, ведь здоровье малышки было отличным. С самого начала маленькая Хелен обладала жизнерадостным характером и была очень любопытной девочкой. Уже в полугодовалом возрасте она говорила "чай", когда хотела пить, а также постоянно интересовалась у окружающих: "Что ты делаешь?" Едва ей исполнился годик, она стала ходить, а её любимым местом стал семейный сад.

Детская радость Хелен была недолгой. Когда малышке было девятнадцать месяцев, она серьёзно заболела. Эскулап, осмотревший ребёнка, определил лихорадку мозга. Современные доктора предлагают три возможные варианта диагноза: менингит, скарлатина или краснуха. На тот момент врач советовал Келлерам попрощаться с дочкой, а позже был удивлён, что она смогла поправиться. Родители были счастливы, но радовались недолго, поскольку болезнь-то ушла, но забрала с собой и зрение, и слух малышки, оставив её в младенческом возрасте без двух наиболее важных органов чувств.

Возможность познавать мир и взаимодействовать с ним оказалась для любознательной девочки сопряжена с огромными трудностями. Проблемой становились самые простые аспекты жизни: узнать о том, что можно кушать, а что нельзя, определить в окружающем мире маму и папу, выразить свои желания и т. д. На бытовом уровне ребёнку волей-неволей приходилось осваивать язык жестов: кивание головой означало согласие, а качание - отрицание, изображение руками нарезаемых кусочков хлеба означало, что она хочет бутерброд, а жест кручения ручки воображаемой мороженицы говорил о том, что девочка хочет отведать холодного сладкого лакомства.

Этого, однако, было слишком мало для того, чтобы полноценно взаимодействовать с окружающими. Невозможность как-то это исправить выводило Хелен из себя. Она часто устраивала истерики, которые заканчивались в объятиях матери, где плачущая малышка находила утешение. Позже Хелен в своей автобиографии напишет, что в тот период жизни к её чувству любопытства прибавились ещё два - страх и гнев.

Возвращение в общество

Истерики маленькой Хелен случались всё чаще. В 1886 году у четы родилась вторая дочь и малышке стали уделять меньше внимания, нежели раньше. Она это почувствовала и испытывала чувство ревности к родной сестре. Всё могло закончится тем, что необычную девочку отдали бы в приют для инвалидов, но судьба дала подсказку матери Хелен. В "Американских записках" Диккенса Кейт прочитала о Лоре Бриджмен, которая появилась на свет за полвека до рождения Хелен. Она тоже была лишена зрения и слуха, но смогла научиться общаться с окружающими и социализироваться в обществе.

В конечном итоге произошло событие, названое самой Хелен самым важным в её жизни - встреча с учительницей Энн Салливан. Это случилось 7 марта 1887 года. В тот день девочка почувствовала, что все домашние к чему-то готовятся. Подойдя к маме, малышка пощупала её юбку и поняла, что та нарядилась в праздничную одежду. Тогда Хелен заняла стратегическую позицию на крыльце и стала ждать развития событий. Почувствовав шаги, Хелен протянула руку, думая, что это идёт её мама, но это была Энн Салливан. Она подарила девочке куклу и вывела на её ладони дактилем: "Кукла". Это стало первым шагом в деле обучения Хелен.

Как только Хелен поняла, что каждый окружающий её предмет имеет своё название, для неё открылся новый мир. Энн выводила девочку в сад, давала ей ощупать то или иное растение, а потом выводила на её руке его название. То же самое было и с предметами: девочка ощупывала их, а потом учительница выводила на её руке название того, что она трогала. > Evgeniya T: Постепенно запас слов и понятий стал настолько большим, что Хелен смогла с его помощью общаться на разные темы.

На тернистом пути учения

Энн научила свою ученицу брайлевскому письму, что позволило девочке читать книги. Впрочем, в ней проснулась и тяга к писательству. Первый опыт, правда, едва не стал и последним. Из-под пера начинающей писательницы вышла сказка под названием "Царь-мороз", которую она отправила директору школы Перкенса Майклу Ананьосу. Тот был восхищён произведением и опубликовал его. Позже выяснилось, что оно почти полностью совпадает с рассказом Маргарет Кэнби. По всей видимости, Хелен стала жертвой криптомнезии. Это заболевание характеризуется неспособностью человека определить, помимо прочего, является ли он автором конкретного произведения или же узнал о нём из других источников. Это стоило Хелен испорченных отношений с Ананьосом, а ещё в ней поселился страх, что написанное ею - это не её слова. Хелен признавалась, что даже письма к матери она часто перечитывала, чтобы убедиться, что написанные для родного человека слова она не прочитала в какой-либо книге. Желание писать не погасло в ней благодаря поддержке её учительницы, что и позволило Хелен стать писательницей.

Помимо получения знаний, Хелен захотела научиться говорить. Ещё до встречи с Салливан, она смогла установить, что люди вокруг неё общаются не жестами, а с помощью рта. Она становилась между двумя собеседниками и щупала их губы. Понять, конечно, ей ничего не удавалось, но подражать другим людям, шевеля губами и жестикулируя, девочка пыталась, надеясь таким образом выразить себя. Позже ей стало известно о норвежской девочке по имени Рагнхильда Каате. Она тоже из-за болезни лишилась зрения и слуха, но это не помешало ей научиться говорить. Хелен буквально загорелась этой идеей. В 1890 году она отправилась в школу для глухих Хораса Манна. Директриса Сара Фуллер занималась с девочкой. Хелен трогала нос, губы и горло человека, говорящего определённые звуки, запоминая их конфигурацию в этот момент. Сначала девочка смогла научиться понимать речь человека, а позже и сама научилась говорить. Ей было невероятно трудно, но она постоянно тренировалась в этом способе коммуникации, подбадривая себя мыслью, что это позволит ей пообщаться с младшей сестрёнкой и та сможет её понять.

Хелен мечтала получить высшее образование. Готовиться к поступлению в колледж она решила в престижной школе при Гарвардском университете, где учились обычные дети. Помощь в поиске платы за обучение оказал знаменитый Марк Твен. Хелен была знакома с ним с 14 лет. Девочке нравилось, что он общался с ней без скидок на недуги, а Твен говорил, что слава о Хелен надолго переживёт её саму, называя её восьмым чудом света. Примечательно, что Хелен всегда узнавала великого писателя благодаря запаху, поскольку Твен был неисправимым курильщиком.

Обучение Хелен давалось отнюдь не просто. Её сопровождала Салливан, которая передавала ей с помощью дактиля то, что рассказывал преподаватель. Записывать девочка ничего не успевала, надеясь лишь на свою память. Записи она делала уже вечером, когда учебный день подходил к концу. Впрочем, сложности на пути знаний не помешали Хелен сначала поступить в колледж Радклиффа, а затем с отличием окончить его в 1904 году, став первым в мире человеком без зрения и слуха, получившим высшее образование.

Дальнейшая жизнь

Во время обучения в колледже Хелен предложили написать несколько статей о её жизни для одного журнала, посулив солидный по тем временам гонорар. Девушка согласилась, но, помня о "Царе-морозе", решила, что ей нужен редактор. Им стал Джон Мейси, который впоследствии предложил объединить статьи Хелен в книгу. Она увидела свет в 1903 году под названием "История моей жизни" и пользуется популярностью до сих пор.

Ещё в колледже Хелен стала социалисткой, а в 1909 году стала членом социалистической партии. Она пришла к заключению, что главной причиной увеличения числа людей с ограниченными возможностями являются работодатели и те условия, которые они создают работникам на своих предприятиях.


Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны - окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте,здесь

27.06.2024

Возврат к списку

Наши друзья

Стать другом

«Дом слепоглухих» существует на пожертвования людей и организаций. Часть административных расходов покрывают государственные гранты. Каждый может стать другом и жертвователем «Дома слепоглухих»

Сделать пожертвование
Удивительная мастерская при «Доме слепоглухих»