Истории, которые вдохновляют: Как 11- летний незрячий мальчик стал известным пианистом
Автором этого текста является незрячий слабослышащий Денис Власов из Волгограда. В нем он делится историей юного талантливого пианиста без зрения Глеба Ткаченко. История этого мальчика вдохновляет и самого Дениса Власова, и всех тех, кто ее читает. Итак, «Вопреки всему, или любовь к музыке не знает преград».
История юного пианиста из Донецка в очередной раз подтверждает, что любовь к музыке не знает ни границ, ни препятствий. Глеб Ткаченко живёт в Донецке. Отсутствие зрения не помешало ему всем сердцем полюбить музыку и, пойдя по этому пути, добиться немалых успехов. Об этом талантливом музыканте пойдёт речь далее.
Начало пути
Любовь к музыке у Глеба проснулась в три года. В немалой степени этому поспособствовал, пусть и невольно, его старший брат Ростислав. Тогда он учился в музыкальной школе. Домашние задания старший брат выполнял дома, используя для этого фортепиано, имеющееся у семьи. Учебные музицирования старшего брата вызвали интерес у Глеба. Он стоял рядом, слушал и запоминал мелодии, которые разучивал Ростислав.
Однажды Глеб очень сильно удивил своих родных. Как-то раз он сам подошёл к инструменту и стал нажимать на клавиши, причём не просто так, а осознано, представляя расположение каждой клавиши и понимая, какой именно звук можно с её помощью извлечь. Дальше, больше. Маленький музыкант занялся подбором мелодий, которые слышал в эфире радио и телевидения. В этом деле Глеб действовал не без успеха, ведь подбирать музыку из мультиков, сериалов и даже рекламы ему очень нравилось. Как заметила Елена Ткаченко (мама юного музыканта), в их семье талант к музыке проявился лишь у Глеба. Даже старший брат, благодаря которому юный пианист полюбил музыку, в дальнейшем пошёл учиться в кадетский корпус имени Захарченко, не став связывать свою жизнь с нотами.
Нужно в школу
В школе-интернате, куда Глеб пошёл учиться, он поразил учителей своими музыкальными способностями. Мальчик не только схватывал на лету всё то, что объяснял ему учитель, но и очень хорошо пел. Глеб принял участие в конкурсе-фестивале республиканского уровня "Поверь в себя", в котором принимали участие дети с ограниченными возможностями. В этом мероприятии Глеб занял второе место.
В школе-интернате маме Глеба дали совет отдать талантливого мальчика в музыкальную школу. Учитывая способности младшего сына, Елена Ткаченко так и сделала. В настоящий момент наставником юного пианиста является Виктория Ковалёва-Литвицкая, а юный пианист уже в четвёртом классе по классу фортепиано. Характеризуя своего подопечного, Виктория не жалеет хвалебных эпитетов, хотя, конечно, в учебном процессе было немало сложностей.
У Глеба оказался совершенный музыкальный слух, но в связи с отсутствием зрения было непросто показать ему некоторые моменты, имеющие большое значение для пианистов. Прежде в музыкальной школе, где учился Глеб, не было детей с ограниченными возможностями, а это значит, что и у учителей отсутствовал соответствующий опыт в обучении таких ребят. В дальнейшем Виктория Ковалёва-Литвицкая получила необходимые знания на соответствующих курсах в России.
Из собственного опыта Виктория вынесла, что при работе с Глебом следует быть в равных отношениях с этим талантливым ребёнком, а вот проявлять жалость, наоборот, не нужно. Как заметила наставница мальчика, юный пианист заметно выше других детей равного с ним возраста. Это проявляется не только в более лёгком, но и быстром восприятии музыки в сравнении с другими детьми, в чём Глебу, вероятно, помогает отличный музыкальный слух и память.
Особенную гордость у преподавателя вызывает изучение её учеником "Итальянской польки" Рахманинова. Здесь следует пояснить, что ориентироваться незрячему человеку в фортепианных клавишах отнюдь не просто, ведь они довольно большие и их много. Если музыкальное произведение предполагает быстрое перемещение по клавиатуре одной из рук, то такое произведение становится для незрячего музыканта довольно сложным. Указанная полька Рахманинова как раз из таких, поскольку предполагает большие перемещения левой руки пианиста. Юный пианист справился. У Виктории Ковалёвой-Литвицкой даже сложилось мнение, что Глеб выверяет свои перемещения по фортепианной клавиатуре с миллиметровой точностью. Этот успех она назвала "победной победой".
Достижения юного пианиста
Талант Глеба не остался незамеченным. Мальчик принял участие во множестве конкурсов. К примеру, юный пианист поучаствовал в конкурсе солистов-инструменталистов "Свет надежды". После этого он получил приглашение принять участие в международном фестивале "Москва встречает друзей". Выступали участники этого фестиваля в Московской государственной картинной галерее Александра Шилова (народный художник РСФСР и СССР). Помимо этого, в 2023 году юный пианист принял участие в благотворительном фестивале фонда Дианы Гурцкой "Белая трость". Он смог пробиться в финал данного фестиваля, что позволило ему выступить на одной сцене с российскими звёздами.
Нужно отметить, что в рамках этого гала-концерта юные таланты исполняли песни вместе со звёздными исполнителями. Впрочем, впервые были приглашены не только дети, которые поют, но и дети, которые являются инструменталистами, т. е. играют на музыкальных инструментах. Среди них оказался и Глеб Ткаченко, который вместе с симфоническим оркестром играл знаменитую песню "Чёрный кот".
Не без успеха выступил Глеб и в рамках международного фестиваля-конкурса "Жар-птица России". В данном мероприятии участвовали представители полутора десятков стран. Особо приятно, что Глеб был удостоен гран-при данного фестиваля. Всего же юный донецкий пианист к своим одиннадцати годам принял участие более чем в полусотне фестивалей и конкурсов.
Не останавливаться на достигнутом
В настоящий момент, к сожалению, юному музыканту приходится учиться в дистанционном режиме. Это касается не только общеобразовательных уроков, но и занятий в музыкальной школе. Ежедневный график Глеба Ткаченко загружен до предела: уроки в режиме онлайн, занятия музыкой и подготовка к очередным конкурсам. К примеру, не так давно юный пианист вышел во второй тур петербургского музыкального конкурса.
Сам Глеб скучает по своей музыкальной школе. Его можно понять, ведь дистанционные занятия для незрячего ребёнка - это отнюдь не то же самое, что для обычного школьника. Увы, но необходимость в таких занятиях есть, поскольку его "музыкальная альма-матер" уже подвергалась обстрелам. Впрочем, наставница юного музыканта полагает, что Глеб преодолеет эти временные затруднения.
Прежде юному пианисту приходилось учиться музыке, полагаясь лишь на свою память и слух. Дело в том, что в музыкальной школе отсутствовала возможность учить таких детей нотной грамоте, поскольку отсутствовала соответствующая литература, напечатанная шрифтом Брайля. К счастью, это затруднение осталось в прошлом. Преодолеть его помог волонтёр фонда Владимира Спивакова.
Нужно заметить, Глеб не собирается останавливаться на достигнутом, тем более, что юный музыкант не чужд амбиций. Его мечта состоит в том, чтобы стать известным пианистом, причём не в масштабах региона или даже страны, а всего мира. Похоже, что для этого у него есть все шансы, ведь каждый конкурс для него - это возможность развиваться и совершенствоваться.
Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны - окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте,здесь