1 сентября Вспоминаем опыт обучения Алены Капустьян
1 Сентября для «Дома слепоглухих» - праздник профессиональный. Вот уже 9 лет в ресурсный центр «Дом слепоглухих» приезжают люди с нарушением зрения и слуха для того, чтобы получить навыки работы с современными цифровыми устройствами, самостоятельного ориентирования в пространстве, самообслуживания и ведения домашнего хозяйства.
Кроме того, в рамках проекта получения профессионального образования людьми с нарушением зрения и слуха «Дом слепоглухих» помогает незрячим, глухим и слепоглухим людям проходить вступительные испытания и обучаться в школах, колледжах и университетах. В этом году при поддержке «Дома слепоглухих» тотально слепоглухая Алена Капустьян закончила колледж РГСУ и получила диплом по специальности «социальная работа».
Обучение Алены длилось 4 года, и все это время рядом с ней были тьютеры, которые помогали ей записывать лекции, готовиться к семинарам, находить и адаптировать необходимые для этого учебные материалы. Обучение Алены Капустьян в колледже — это второй опыт получения пост-школьного образования тотально слепоглухим человеком. Первый опыт, связанный с именами четырех слепоглухих выпускников Загорского детского дома, получил название «Загорский эксперимент». Существует немало научных работ, посвященных ему, а вот о том, как проходило обучение Алены Капустьян пока рассказала только она сама.
Публикуем ее эссе на эту тему:
«Недавно я закончила колледж РГСУ, где училась на факультете «Социальная работа». Хочу поделиться с вами своим личным опытом в обучении. Моё обучение проходило в таком же режиме, как у всех, но есть некоторые нюансы. В моей группе все видят и слышат: конспектировали лекции, выступали с докладом, устно отвечали на вопросы преподавателей. Мои тьюторы переводили мне всю учебную информацию, печатая на ноутбуке, а я параллельно читала на брайлевском дисплее. Иногда устно отвечала на вопросы преподавателя, и, если меня не поняли (из-за моего акцента), помощники повторяли.
На паре по обществознанию я два раза читала доклад вслух, а преподаватель, глядя на мой текст, выведенный на экране проектора, понимал суть. Во время практических занятий заполняла тесты на телефоне через брайлевский дисплей, отвечала на переписанные с бумаги тьютором контрольные вопросы, читала статьи по заданной теме, найденные в интернете, а тьютор рядом занимался своими делами. Были моменты, когда преподаватель показывал студентам фильм, моему тьютору приходилось переводить мне весь фильм.
Честно говоря, перевод научных фильмов давался нелегко: студенты по-разному понимали суть фильма; тьютор перевёл, как понял, я, в свою очередь, по-своему воспринимала переведенное. Не факт, что была донесена до меня настоящая суть фильма: если бы смотрела, тоже понимала бы по-другому. Это всё про очную форму обучения.
В дистанционной форме обучение проходило почти также, как в очной: тьютор переводил лекции, слушая лектора через скайп, в переписку со мной в telegram, передавал вопросы преподавателя, иногда обсуждал со мной тему лекции, пока преподаватель беседует с другими ребятами.
Я читала присланные тексты, копировала важное в файл, чтобы потом перечитать и выучить. Дописывала сокращённые в тексте слова (мы заранее договорились об этом с тьютором, чтобы он успевал перевести речь преподавателя). Во время семинаров тьютор присылал мне вопросы преподавателя, и я отвечала на них письменно в файле. Иногда выполняла задания: писала эссе или конкретный ответ на важный вопрос, составляла английские предложения, конспектировала материал из учебника и учебных пособий. Свои ответы либо копировала в переписку с тьютором, чтобы тот передал преподавателю в скайп, либо присылала на почту преподавателю.
Была проблема недоступности некоторой информации. Она заключалась в презентациях и скриншотах с текстом заданий или лекции. Когда мне надо было сделать презентацию, я вначале писала нужную инфомацию в вордовском файле, выделяла части текста цифрами, чтобы указать на необходимость преобразования в слайды, и отправляла этот файл тьютору. Он преобразовал текст в картинки, оформляя презентацию. К сожалению, самостоятельно оформить презентацию невозможно.
Чтобы переписать большой текст со скриншота, тьютору требовалось много времени, и я не имела возможность выполнить некоторые задания непосредственно на семинаре, или прочитать лекцию, конспектировать. По вечерам самостоятельно выполняла домашние задания, сама загружала их в электронный личный кабинет студента, читала учебную литературу. Когда писала рефераты или курсовую, тьютор помогал с их оформлением или поиском учебной информации в интернете.
На зачётах и экзаменах я брала со стола преподавателя билет, садилась писать ответ на ноутбуке. Потом подходила озвучивать ответы, тьютор переводил мою речь, чтобы меня правильно поняли. Кроме билетов, были электронные тесты, и это для меня было удобно.
Прошли четыре года. Этой весной я готовилась к защите диплома. Много времени уделила изучению теме диплома, изложила её, печатая на компьютере. Потом отправляла тьютору на оформление. К сожалению, оформление диплома требовало визуальности.
В общем, испытав две формы обучения, очную и дистанционную, я поняла, что дистанционный вариант для меня более комфортный: мне удобно письменно отвечать, выполнять задания и загружать в СДО, задать вопросы преподавателю личным сообщением. Считаю, что слепоглухой должен выбрать по своему желанию удобную лично ему форму обучения: не понравится одна – поменяет на другую. Ещё считаю, что слепоглухой вполне может получить любое образование, только без тьютора не обойтись».
Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны - окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте,здесь