Вспомним историю шрифта Брайля
Среди образовательных программ ресурсного центра «Дом слепоглухих» особенное место занимает курс письма и чтения шрифтом Брайля – рельефно-точечным шрифтом, благодаря которому люди без зрения могут записывать и читать информацию. Сегодня, в эпоху современных технологий, нередко возникают споры о значении такого шрифта для незрячих людей: многие полагают, что шрифт Брайля потерял былую важность потому, что информацию современный человек без зрения способен получать по средствам компьютерных и мобильных устройств при помощи программ экранного доступа. Другие, напротив, утверждают, что шрифт Брайля не утратил своего значения и по-прежнему необходим незрячим людям хотя бы для развития грамотности и реализации программ доступной среды.
Но если споры о пользе шрифта Брайля для незрячих людей могут вестись бесконечно долго, то вот в том, что он важен для слепоглухих людей, никто не сомневается. Не имея возможности воспринимать записанную информацию по средствам слуха, они получают её при помощи рельефно-точечного шрифта так, что главными источниками знаний для них становятся книги, напечатанные шрифтом Брайля, а также мобильные и компьютерные устройства с подключенным к ним дисплеем Брайля.
Мобильные и компьютерные устройства с подключенным к ним дисплеем Брайля - а это значит, что сегодня компьютерами могут пользоваться даже тотально слепоглухие люди, но пользоваться при помощи дополнительных устройств, преобразующих обычный, видимый шрифт в рельефно- точечный шрифт Брайля. С момента появления системы шрифта Брайля прошло почти двести лет, за которые она практически не изменилась, не изменилась потому, что оказалась удобной, логичной, универсальной.
Рельефно-точечный шрифт Брайля был назван по имени своего изобретателя - молодого незрячего француза Луи Брайля. Вследствие несчастного случая в раннем детстве Луи потерял зрение и был вынужден расти и развиваться, не видя красоту и разнообразие окружающего мира. Его родители постарались сделать все для того, чтобы их незрячий сын вырос самостоятельным и независимым человеком: они обучали его ремеслам, грамоте и даже смогли устроить учиться в Парижский институт слепых, который мальчик с успехом и закончил.
Имея незаурядные способности к точным наукам и музыке, после окончания института Луи Брайль был приглашен туда на должность преподавателя алгебры, географии и музыки, а кроме того, служил органистом в Парижской церкви «Сен-Николя де Шан». Несмотря на такую нагрузку, в свободное время молодой человек продолжал работу по совершенствованию придуманного им рельефно-точечного шрифта. Дело в том, что в возрасте шестнадцати лет он предложил на суд своих сверстников и преподавателей института слепых новую систему рельефно-точечного шрифта, которая должна была заменить используемую на тот момент систему шрифта Барбье. Придуманная в 1821 году отставным капитаном артиллерии Шарлем- Мари Барбье де ля Серр система «ночного письма» использовалась солдатами для того, чтобы читать донесения в темное время суток: слова записывались путём прокалывания отверстий в плотной бумаге, а чтение - осуществлялось при помощи прикосновений к получившимся в результате этого выпуклым точкам.
Точки располагались в две колонки по шесть штук, но юному Луи Брайлю не нравилось большое количество точек, задействованных в системе, отсутствие знаков препинания, невозможность соблюдения правил правописания и записи нот. Сама же идея использования различных комбинаций точек для записи букв и знаков ему была по душе, и он стал усиленно работать над тем, чтобы сделать её наиболее удобной именно для незрячих людей. В своей системе молодой человек использовал только шесть точек, расположенных в два ряда и позволяющих составить 63 различных комбинации, причём расстояние между двумя точками не превышало 2,5 мм.
Такое расположение точек оказалось удобным при чтении кончиками пальцев, и заслужило одобрение со стороны незрячих товарищей Луи Брайля. Усовершенствовав свою систему. Добавив в неё математические и нотные знаки, в 1829 году молодой человек опубликовал о ней небольшой труд-инструкцию, которая, к его удивлению, не была принята советом института слепых. Зрячие преподаватели посчитали её неудобной, и только в 1837 году, после настойчивых просьб самих незрячих и слабовидящих людей они вернулись к её рассмотрению.
На этот раз система Луи Брайля была оценена ими по достоинству, и в том же году свет увидела первая книга, напечатанная шрифтом Брайля - ей стала «История Франции». С этого времени новый рельефно-точечный шрифт начал активно распространяться и не только по территории Франции, но и других стран, в том числе и России, куда он добрался во второй половине девятнадцатого века. Первым незрячим русским человеком, которому удалось освоить шрифт Брайля, оказался Денис Оболенский, представитель старинного княжеского рода. Для разорившегося отца, судьба сына, в возрасте семи лет потерявшего зрения, не имела особого значения, мать же не видела для него иного пути, кроме монашества.
Настоящим спасением для мальчика стало знакомство с немецким студентом Рупом, который оказался отличным знатоком биографий знаменитых незрячих людей: он рассказывал семье Оболенских об известном педагоге без зрения Иоганне Кни, о незрячем депутате бельгийского парламента Роденбахе, о незрячем короле Георге V - прекрасном конституционном правителе Ганновера. Рассказы Рупа производили на семью Оболенских огромное впечатление так, что отец семейства в конце концов даже попросил студента дать несколько уроков его незрячему сыну. Немец начал заниматься с Денисом, но в скором времени был вынужден вернуться на родину. Горю его незрячего ученика не было предела, и, желая хоть как-то утешить мальчика, его состоятельный дядя выделил ему средства на поездку в Германию в сопровождении родителей.
В 1857 году Оболенские выехали в Германию и сделали первую длительную остановку в Гейдельбергском пансионе, где и произошла ещё одна судьбоносная для мальчика встреча. Там семья русских путешественников познакомилась с англичанкой Сперлинг и двумя её дочерьми. Покойный сын пожилой дамы был тоже лишен зрения, и она прекрасно понимала трудности, с которыми столкнулась семья Оболенских. Специально для Дениса англичанка выписала из Парижа «доску Брайля», и французский букварь, а её дочери взяли на себя роль его учителей. Они обучили мальчика письму и чтению на французском, английском и немецком языках, что впоследствии помогло ему адоптировать шрифт Брайля и к особенностям русского алфавита.
Второй вариант русского алфавита, переданного шрифтом Брайля, в 70- ых годах предложил и член «человеколюбивого общества» А. Полежаев, а в 1881 году Мариинское попечительство вводит в практику его окончательный вариант, разработанный тифлопедагогом Е. Р. Трумбергом и директором Дреезденского института слепых Г. Бютнером. После этого события в России началось массовое издание книг, напечатанных шрифтом Брайля: сначала «сборников статей для детского чтения» Анны Адлер, затем сборников стихотворений А. В. Кольцова, затем произведений Н. В. Гоголя, а с января 1898 года в нашей стране начал выходить и первый журнал для незрячих читателей - «Досуг слепых», нашедший своё продолжение в современном журнале всероссийского общества слепых «Наша жизнь».
В двадцатом веке книгопечатание шрифтом Брайля в России продолжало активно развиваться тем более, что массовое обучение незрячих детей и взрослых людей, потерявших зрение, привело к необходимости издания учебных пособий по всем школьным предметам. Сегодня шрифт Брайля остается основным при обучении чтению и письму незрячих и слепоглухих малышей: без него они не научатся читать и писать, без него им будет трудно справиться даже с простейшими математическими задачами. И для первоклассника без зрения освоить навык ровно и правильно прокалывать точки букв шрифта Брайля также важно, как и его зрячему сверстнику преодолеть неловкость рук и, наконец- то, научиться передавать красоту линий прописных букв русского алфавита.
Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны - окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте,здесь