Экскурсия в музей архитектуры
О чем можно узнать, прикоснувшись к фрагменту триумфальной арки? На самом деле разговор об этом может длиться полтора часа и будет он захватывающим и невероятно интересным.
В середине апреля научный сотрудник Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева Мельникова Наталья Владимировна пригласила москвичей с нарушением зрения и слуха познакомиться с оригинальными фрагментами триумфальной арки О. И. Бове, и, благодаря этому, совершить историческое путешествие от древних времен до наших дней. Экскурсовод встретила группу у памятника Федору Достоевскому возле библиотеки имени Ленина и проводила до внутреннего двора музея архитектуры, где уже с прошлого века хранятся фрагменты разобранной триумфальной арки, возведенной на Тверской заставе в честь победы российских войск над армией Наполеона.
Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот как памятника Победы принадлежит императору Николаю I. В апреле 1826 года во время коронационных торжеств в Москве он высказал желание выстроить в Москве Триумфальные ворота, похожие на те, которые возводились в Петербурге. Составление проекта поручили крупнейшему на тот момент российскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. Он разработал проект в том же году, однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта.
Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был утверждён императором 26 апреля 1829 года. 17 августа того же года состоялась торжественная закладка арки в присутствии московского генерал-губернатора Дмитрия Голицына и митрополита Филарета. К моменту торжественной закладки в основание уже было забито 3000 свай, а фундамент ворот доведён до уровня земли. В фундамент ворот легла бронзовая закладная плита и горсть серебряных рублей чеканки 1829 года — «на счастье». Для сооружения ворот был использован камень из разбираемого Самотечного канала и белый камень из села Татарово Московского уезда («татаровский мрамор») — им были облицованы стены арки. Колонны и скульптура — отливались из чугуна. Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевичем Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове.
Надпись на аттике утвердил в 1833 году лично Николай I. Надпись со стороны города гласила:
"Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный".
С противоположной стороны была размещена та же надпись на латинском языке.
Из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей строительство растянулось на пять лет. Открытие памятника состоялось лишь 20 сентября (2 октября) 1834 года. А в 1936 году под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади. В июле-августе 1936 года арка была разобрана, причём бригада архитекторов провела тщательные обмеры, чертежи, зарисовки и фотографирование памятника. Детали ворот, часть скульптур и барельефов была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря, в котором разместился музей архитектуры им. А. В. Щусева.
10 декабря 1965 года Совет Министров СССР, учитывая «…большую художественную ценность и общественно-историческое значение…», принял Постановление № 1059 «О восстановлении Триумфальной Арки Отечественной Войны 1812 года в г. Москве». Под руководством архитектора-реставратора В. Я. Либсонакопия Триумфальной арки была сооружена на новом месте — на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва».
Об этом рассказала Наталья Владимировна собравшимся участникам экскурсии, а затем помогла им тактильно изучить фрагменты триумфальной арки. Она объяснила каждый элемент ее архитектуры, сравнила его с первыми образцами арок, возводимых в великих городах древнего мира. Она объяснила слушателям и значение каждой из сохранившихся барельефных фигур, а также обратила их внимание на образную связь мифологических персонажей с участниками событий конца войны 1812 года.
После окончания экскурсии, ее посетители с нарушением зрения и слуха вместе с волонтерами самостоятельно прошлись по залам музея архитектуры. Для каждого из них посещение музея - это не просто возможность повысить свой социо - культурный уровень, но и повод встретиться со своими знакомыми с инвалидностью по слуху и зрению, а значит снова почувствовать себя частью большого и дружного сообщества «Дома слепоглухих» в Пучково.
Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны - окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте,здесь